Как защитить своего ребенка
(советы родителям)
- Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
- Научите своего ребенка громко кричать «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
- Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
- Старайтесь САМИ забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
- Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
- Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
- Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
- Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
- Если ваш ребенок выезжает за границу (на отдых, на лечение, на конкурс, олимпиаду и т.д.), ему необходимо иметь при себе заграничный паспорт. Все документы, необходимые для оформления паспорта, родители САМИ (никому не поручая) должны представить в паспортно-визовый отдел.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Памятка для родителей
«Жертвы насилия в семье - пленники в их собственных домах!»
Представьте... бояться засыпать ночью и просыпаться утром.
Представьте… что Вас ударяют, избивают или пинают.
Представьте... что следят за каждым Вашим шагом, даже если Вы пошли в магазин.
Представьте... что Вы должны контролировать все, чтобы не "расстроить" Вашего партнера иначе Вас могут ударить.
Представьте… что Вам стыдно признаться родным и друзьям в том, что происходит в действительности.
Представьте... жить с обидчиком все время, но бояться от него уйти.
Представьте... быть в тюрьме в своем собственном доме.
Представьте... угрозы найти и убить Вас и Ваших детей, куда бы Вы не ушли.
Представьте... постоянные травмы, боль и иногда смерть.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Насилие в семье. Виды и последствия»
Насилие в семье – умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы, и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Страдания – это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют потерпевшей мучения и особые переживания (КоАП РБ, статья 9.1).
В отношении детей выделяют4 вида насилия:
Физическое |
Сексуальное |
Психологическое (психоэмоциональное) |
Пренебрежение основными нуждами |
преднамеренное нанесение ребёнку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдает его физическое и психическое здоровье |
вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды |
враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка, у которого создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения |
неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность |
Формы:включают такие действия, как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами |
Формы:предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме. |
Формы:отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство); терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания заих невыполнение); изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками); эксплуатация /развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков); игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком). |
Отсутствие заботы о физическом состоянии: родители оставляют ребенка, выгоняют из дома или отказываются принимать его домой. Пренебрежение образованием: ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др. Заброшенность здоровья: родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства. Эмоциональная безучастность родителей:нежелание или неспособность оказывать ребенку психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания и др. |
Последствия насилия в семье:нарушения физического, психологического и социального развития.
Физические особенности:
отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
значительно хуже успевают в обучении, чем их одногодки;
часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание
ногтей, раскачивание;
у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Психологические особенности:
часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более
слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность
проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом
случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с
игрушками (при сексуальном насилии);
низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В
старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой.
Социальные последствия:
трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет
соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают
достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет и др.;
пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Административная ответственность за насилие в семье в Республике Беларусь
- Агрессор привлекается в первый раз:
причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
оскорбление (статья 9.3 КоАП);
мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Профилактическая беседа (параллельно со штрафом и/или арестом) – устное разъяснение агрессору общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение агрессора в недопустимости их совершения.
2. Привлекается повторно в течение года (после первого раза):
по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Официальное предупреждение – письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.
3. В течение года после объявления агрессору официального предупреждения:
по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Профилактический учет – наблюдение за поведением агрессора в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. С агрессором проводятся беседы, лекции и т.п., и не реже одного раза в месяц к нему совершается визит милиции. Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.
4. Если агрессору вынесено официальное предупреждение или в отношении него осуществляется профилактический учет:
причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
оскорбление (статья 9.3 КоАП);
мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).40
Защитное предписание – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3 до 30 суток.
Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:
предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;
посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с агрессором;
общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетней пострадавшей от насилия в семье обязывает агрессора временно покинуть общее с пострадавшей жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.