ПОКОЛЕНИЕ, ПОДКЛЮЧЕННОЕ К СЕТИ
ПОКОЛЕНИЕ, ПОДКЛЮЧЕННОЕ К СЕТИ
Новое поколение рождает новое видение мира.
Герои (Heroes) (2008)
В последнее время исследователи все чаще обращаются к так называемой теории поколений, предложенной американскими историками Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в 1991 году. Она основывается на том, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Мировоззрение человека формируется не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных явлений или исторических событий, «на фоне» которых он взрослеет. Значение имеют экономические, социальные, технологические, политические и другие факторы.
Согласно теориисовременные подростки и молодые люди,рожденные в XXI столетии (начиная с 2003 года), принадлежат к поколению Z (цифровому поколению, поколению iGen), они выросли в эпоху большого интернета.
Поколение Z – первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны. Их также называют Homelanders (домоседы), ведь информацию они черпают в основном из Сети, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в социальных сетях или при помощи мессенджеров.
Наблюдая за молодым поколением, ученые пытаются выявить новые модели поведения и спрогнозировать, какое влияние это может оказать на общество в целом. Как это отразилось на их развитии и мировоззрении? Делать выводы пока рано, но общие черты, присущие современным подросткам, исследователям выделить уже удалось.
КАКОЕ ОНО, НОВОЕ ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ?
Для молодого поколения использование цифровых технологий – не редкое особое умение, а образ жизни, повседневный способ получения информации и приобщения к культуре. Ключевая характеристика современных детей – постоянное пребывание на связи, нахождение в Сети и виртуальное общение. «Цифровые аборигены» в день проводят онлайн около 6 часов 40 минут и используют для интернет-серфинга мобильные телефоны (планшеты и ноутбуки почти ушли в небытие). Треть этого времени уходит на социальные сети, в которых ежедневно пребывают 85% молодежи.
В одном из исследований детям предлагалось представить, что после кораблекрушения они оказались на необитаемом острове, на котором им нужно будет прожить несколько лет. В ответ на вопрос «Кого/что вы взяли бы с собой на необитаемый остров?» большинство подростков поставили интернет на второе место после друзей и родственников.
31% подростков хотел бы оказаться на острове со своими близкими; 25% хотели бы иметь компьютер и доступ в интернет; иметь полезные вещи, запасы еды и укрытие/дом захотели значительно меньше подростков (13%, 12% и 7% соответственно). Очевидно, что в сознании современных подростков доступ кинтернету важнее потребности впище икрове. Это вполне понятно: Сеть превратилась для них нетолько восновной источник информации, ноивпространство социализации, самовыражения ивыстраивания отношений созначимыми людьми.
Для сегодняшних детей и подростков противопоставление виртуального и реального абсолютно не актуально, потому что для них все это слито воедино, и одно является продолжением другого.
Очень часто мы их не понимаем, потому что то, что нам кажется «глупостью и ерундой», для них так же серьезно, как для нас реальные жизненные проблемы. Когда подросток прибегает к родителям расстроенный, и говорит, что «на моей «веселой ферме» украли помидоры», для него это трагедия, как если бы помидоры в реале украли на вашем дачном участке. И с этим надо как-то мириться, считаться, и понимать, что у современных детей совершенно иное, особое видение мира, особые потребности, которые требуют уважения.
Дети поколения Z быстрее взрослеют (15 лет назад играли в куклы и машинки до 10 лет, сейчас в среднем до 3) и легко ориентируются в Сети. Они опытные потребители, знают, чего хотят и как это получить. Представители поколения Z ценят время и стараются тратить его максимально эффективно.Они живут и чувствуют себя хорошо в быстро меняющемся мире, на изменения в котором «зеты» способны реагировать молниеносно. Долго на чем-то концентрироваться они не в состоянии, зато могут быстро переключаться с одной задачи на другую.
Если предыдущие поколения воспитывались на книгах, то Z максимум, что могут прочитать – короткую статью, мини-новости. Они любят формат коротких твитов и статусов в социальных сетях. Это в свою очередь привело к тому, что их мышление фрагментарно и поверхностно.
Безусловно, современные информационные технологии открывают миру незнакомые прежде возможности: новые способы усвоения знаний, поиск нужной информации, безопасный формат взаимодействия с людьми, что значительно упрощает жизнь человека и привлекает молодежь.
Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Хорошо развивается логическое мышление, а вот образное и ассоциативное становится беднее.
Интернет учит многозадачности – можно одновременно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Интернете. Но при этом следствием многозадачности являются рассеянное внимание, трудности запоминания информации, счета в уме, развития устной и письменной речи, недостаточность развития смыслового чтения, скудность словарного запаса. Постоянная активность в режиме многозадачности ведет к утомлению и истощению, возникновению тревожных и депрессивных состояний, а также усиливает стресс. Такая новая форма стресса называется техногенным истощением мозга: слишком много стимулов и слишком велика перегрузка.
Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать итренировать память. Зачем что-то помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться отзапоминания, если можно открыть Википедию ископировать дату или формулировку. Вдобавок отпадает необходимость передавать чужие мысли своими словами. Отэтого страдает вербальный интеллект – основа понимания смыслов испособности точно выразить свою мысль. Низкий вербальный интеллект также может быть одной изпричин алекситимии – неспособности распознать свои переживания инайти слова для ихвыражения.
Меняется икартина мира ребенка: она становится фрагментарной, отрывочной. Зачем искать причинно-следственные связи между явлениями реального мира, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл...», исразу получишь любую информацию вготовом виде?
Поколение Z более замкнуто, среди них много интровертов. Кроме того, они отказываются от привычного получения образования. Они не видят смысла в нем, объясняя это отсутствием практичного применения знаний, полученных в учебных учреждениях. Но при этом назвать их «глупыми» нельзя. Многие из них самообразовываются не выходя из дома, изучают иностранные языки, они полностью погружаются в интересующие их темы при помощи информации в Сети. Отмечено, что многие дети, учась еще в школе, начинают зарабатывать больше, чем их родители посредством удаленного заработка. Кстати, свободный график, непривязанность к офису – стремление многих растущих детей поколения Z. Им весьма важна личная свобода и свое время.
Для нового поколения глобализация – это повседневная реальность. В виртуальном пространстве границы стерты. По всей планете молодежь смотрит одни и те же сериалы и слушает одну и ту же музыку.
Интересно, что при просмотре сериалов молодые люди в первую очередь «привязываются» не к актерам, а к показанным в фильме миру и персонажам. Современные подростки учатся на примерах из видеофильмов и роликов, а руководствуются мнением блогеров и инфлюенсеров. Уровень доверия к их словам у «зетов» высок – около 70% принимают решение о покупке того или иного товара по рекомендациям лидеров мнений в социальных медиа. При этом сейчас каждый может создать свой Youtube-канал и «продвигать» ту или иную идею. В этом смысле современный молодой человек – не просто потребитель культуры, а ее участник, создатель и распространитель.
Z-подростки не бунтуют, чтобы выделиться из толпы. С ранних лет они создают личный бренд и уделяют большое значение как интеллектуальной, так и внешней составляющей. Заявить о себе им помогают социальные сети. «ВКонтакте», Instagram, YouTube – не просто каналы общения, это способ сказать «Я есть! И я вот такой!».
«Зеты» нуждаются в окружающих больше, чем прежние поколения, и это хорошая новость для общества. Родители должны уметь создавать дружественную и доверительную среду, благоприятную для такого самовыражения.
Некоторые специалисты считают, что «цифровое поколение» – это отклонение от нормы. Конечно, если сравнивать с нормами, принятыми в 60-70-е, то такие сравнения явно не в пользу современных детей.
Но если смотреть на цифровое поколение в перспективе, то ему вполне комфортно будет в том мире, в котором предстоит жить и работать, потому что этот мир станет совершенно другим. Новый образ жизни будет диктовать новые требования к психике, к социальному поведению.
Рекомендации родителям поколения Z:
- Говорите о своих требованиях коротко и четко. Используйте «Я-Сообщения» в процессе воспитания.
- Ставьте лайки. Чаще хвалите. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
- Не отбирайте гаджеты. Они в них живут. Не отнимайте у них возможность соцсетей.
- Займите их досуг. Они не хотят, чтобы их учили, но очень любят учиться.
- Найдите им друзей. Индивидуалисты с кучей френдов на самом деле одиноки. Виртуальное общение всё ещё не может заменить дружеские посиделки. Приглашайте их друзей в гости на чай с тортом, например.
- Общаясь чаще и качественнее со своим ребенком, можно донести до него какие-то истины. Под качественным общением понимаются не дежурные “как дела?” и “есть будешь?”, а совсем другие разговоры – без нравоучений, на равных.
- Не пытайтесь изменить вашего ребенка и сделать из него человека, с такими же убеждениями, установками и взглядами как у вас. Примите как факт – он другой, он в чем-то лучше вас. Помогите ему войти во взрослую жизнь, поделитесь своим опытом и присмотритесь повнимательнее – возможно, вам тоже есть чему поучиться у него.
- Родителям не стоит сопротивляться современному миру, где виртуальное и реальное, цифровое и аналоговое переплетены так тесно, что почти неразличимы. Лучше учиться у своих детей быстро переключаться между задачами в зависимости от ситуации.
- Для того чтобы объяснять подросткам сложные вещи и разрешать конфликты, взрослым стоит научиться использовать интернет-язык и наглядные образы. Молодому поколению проще один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать.
- Станьте Интернет-гуру для ребенка. Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.
КАК МЕНЯЕТСЯ СЕМЬЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Ученые сходятся вомнении, что винформационном обществе XXI века семья всвоем привычном понимании постепенно утрачивает роль основы, объединяющей людей, как это было раньше, ивсе чаще выполняет вспомогательную функцию вихсамостоятельной жизни. Информационные технологии исовременные способы обмена информацией повлияли даже наосновы общения между людьми, которые раньше обеспечивала семья: доверительные разговоры иэмоциональная поддержка все чаще перетекают изофлайна вонлайн. Хорошо это или плохо?
Как илюбую технологию, возможности новых технологий можно применять воблаго либо вовред, так что влияние интернета насемью может носить как разрушительный, так исозидательный характер. Все зависит прежде всего отвоспитания ипривычек вконкретно взятой семье.
Если о том, меняются ли в современной семье отношения между взрослыми, еще можно поспорить, то дети уж точно растут в совершенно иной среде, чем та, в которой выросли их родители и тем более бабушки и дедушки.
Вместе стем вцелом роль детей иответственность родителей перед ними практически неизменились: главная задача взрослых все таже, что ивека назад, – подготовить детей кжизни втом мире, который ихждет. Вот только загвоздка: мир этот меняется столь стремительно, что иногда вообще непонятно, кто «впереди» – взрослые или дети. «Впереди» невплане жизненного опыта, разумеется, авплане приспособленности кбыстрой смене технологий иформатов. Дети просто быстрее осваивают новые средства коммуникации иактивнее ихиспользуют.
Современным взрослым сложно даже неточто передавать детям накопленный опыт; пожалуй, самое трудное – пытаться предсказать эффект, который информационные технологии окажут наформирование общества будущего, когда современные дети начнут создавать свои собственные семьи. Аведь это произойдет довольно скоро.
Традиционные и«мультимедийные» семьи
Взависимости отстепени проникновения интернета идругих технологий исследователи делят все семьи натри группы:
традиционные – снизким уровнем использования интернет-технологий, которое диктуется впервую очередь потребностью быть насвязи ивыполнять проекты врамках учебы или работы;
промежуточные – средний уровень использования, когда членам семьи нужно взаимодействовать вонлайне сошколой иработодателями, аеще вдоме есть различные девайсы, которыми время отвремени пользуются для развлечений;
«мультимедийные» – высокий уровень медиапотребления, когда всемье представлен широкий спектр устройств, акультура регулярного использования интернета непрививается извне, аидет отродителей.
Вдомах усемей изпоследней группы можно встретить цифровое телевидение почти вкаждой комнате, различные игровые приставки, планшеты идругие девайсы, неговоря уже окомпьютерах исмартфонах.
Как правило, основными инициаторами и инвесторами цифровизации дома в «мультимедийных» семьях выступают отцы. Мужчины чаще увлечены идеей внедрения технологий в повседневную жизнь.
Что касается телевизора, то, вопреки расхожему мнению, что онобъединяет членов семьи заобщим занятием, исследования показывают, чтоон (наряду сосмартфонами) становится одним изглавных разобщающих факторов. Небольше четверти членов семей смотрят любимые телепередачи вместе сдомочадцами. Причем это независит ниотколичества телевизоров вдоме, ниоттого, полная семья или неполная.
Из-за интернета люди год отгода проводят все меньше времени, вживую общаясь счленами семьи. Зато растет популярность соцсетей – как раз таки засчет живого общения. При этом рост интернет-активности напрямую связан сболее частыми проявлениями депрессии ичувства одиночества.
Больше рисков ибольше возможностей
Современные родители иихдети сталкиваются исновыми угрозами: это, например, кибербуллинг, кража личных данных вСети или вторжение вчастную жизнь. Это серьезные проблемы, поэтому родителям приходится контролировать доступ детей кновым технологиям ибыть вкурсе ихонлайн-жизни.
При этом невозможно лишить ихобщения винтернете совсем, ведь оно – важный фактор социализации современных детей. Ноприходится его ограничивать, опираясь насемейные правила цифровой гигиены. Причем взрослым тоже нужно стараться ихсоблюдать, показывая детям личный пример разумногомедиапотребления.
Однако современные технологии нестоит воспринимать как однозначный негатив, вних есть ипозитивные для семьи аспекты. Например, они дают возможность более-менее полноценно общаться сродственниками нарасстоянии. Внуки разговаривают повидеосвязи сбабушками идедушками, дети-студенты – сродителями, иэто общение помогает поддерживать отношения иснижает ощущение отчужденности устарших членов семьи.
Другой пример положительного влияния технологий – они дают больше возможностей для удаленной работы родителей. Работа через интернет способствует более тесному общению сдетьми, ведь теперь нередко бо́льшую часть рабочего времени взрослые находятся дома.
Эффект технологий зависит оттого, как ими пользуются
Сами посебе информационные технологии нельзя назвать ни«хорошими», ни«плохими». Ихвлияние зависит оттого, скакой целью ихиспользуют, атакже отвремени, затрачиваемого всемье нагаджеты инаобщение вдругих форматах. Если обобщить, топозитивные стороны влияния информационных технологий нажизнь семьи следующие:
- позволяют общаться нарасстоянии сблизкими идрузьями;
- обогащают общение благодаря сообщениям вформате фото ивидео;
- помогают проще организовать совместный семейный досуг;
- облегчают иускоряют доступ кзнаниям (хотя из-за этого также уменьшается роль родителей впередаче знаний инавыков, ведь секреты итонкости того или иного дела, которые раньше узнавали отстарших, можно запять минут «подсмотреть» наYouTube).
Авот отрицательные стороны.
Чрезмерное использование технологий позволяет каждому члену семьи жить всвоем собственном виртуальном «мире», из-за этого пространство живого семейного общения сокращается. Такое изменение модели общения наносит серьезный ущерб семье как основе социального устройства.
При общении через мессенджеры возникает недопонимание из-за того, что информация неможет быть окрашена также эмоционально, как при живом общении. Идаже фото ивидео здесь несильно выручают.
Цифровую зависимость, которая появляется витоге, часто связывают спроблемами психики, ухудшением характера, замкнутостью, низкой самооценкой ичувством отчужденности.
Несмотря нато, что существуют разные оценки, большинство исследователей всеже сходятся втом, что негативные стороны влияния технологий насемью вцелом перевешивают. Выход – создавать иподдерживать культуру медиапотребления всемье, атакже почаще «вытаскивать» близких вреальный мир ивместе решать разнообразные задачи, несвязанные сгаджетами. Вконце концов, технологии меняются, словно модные коллекции, ачеловеческое общение иродственные связи – безусловная инепреходящая ценность. Как написал в своем романе «Солярис» Станислав Лем, «человеку нужен человек».
От чего подростки убегают в онлайн
В каком состоянии мы склонны больше времени проводить у экрана? Чаще всего это происходит, когда нам плохо, скучно, а в реальности не хватает интересных событий и живого общения.
Примерно то же самое происходит и с подростками. Для них это способ уйти от реальности, в которой они не справляются со «сложными» эмоциями, такими как страх, гнев, чувство одиночества. Кроме того, дети и подростки, которые проводят много времени перед экраном, часто компенсируют этим слабую эмоциональную связь с родителями и проблемы c поддержанием контактов в реальной жизни. Причем в каждом конкретном случае сочетание этих мотивов будет разным.
Первый шаг в борьбе с компьютерной зависимостью – понять, какие именно проблемы стоят за пристрастием ребенка. Психолог Екатерина Бурмистровавыделяетшесть основных причин побега подростков от реальности.
1. Иллюзия свободы. В реальности подростки пока практически полностью зависят от родителей, а виртуальное пространство дает иллюзию желанной свободы. Чем сильнее родительский контроль, тем больше потребность уйти в онлайн. Социальные сети, онлайн-игры, знакомства и флирт в Сети создают ощущение самостоятельности и причастности к взрослой жизни.
2. Неуверенность, сложности в общении. В виртуальном пространстве можно быть кем угодно и вести себя как угодно. Непопулярность в классе, проблемы с внешностью и буллинг тоже могут стать причинами ухода в виртуал.
3. Скука, поиск себя. Подростки уже переросли детские увлечения, а мир взрослых им еще плохо понятен и не доступен в полной мере, так что скука – довольно тяжелое, но нормальное для этого возраста состояние. В скуке есть своя польза: она вынуждает пробовать что-то новое, искать себя. Но при одном условии: если под рукой нет гаджета. «К сожалению, интернет действует как таблетка, которая снимает зуд, но не устраняет причину его возникновения», – отмечает психолог.
4. Эмоциональная и умственная перегрузка. Если у подростка насыщенный график, то и потребность «залипать» в телефон, чтобы отвлечься, сильнее. Особенно это касается подростков, за которых занятия выбирают родители.
5. Темперамент. Активные и легковозбудимые холерики больше склонны к зависимости от гаджетов: серфинг и общение в Сети помогают им снять нервное напряжение.
6. Принадлежность к группе. В виртуальном мире можно быстро найти единомышленников и обрести чувство принадлежности к той или иной группе, столь важное для подростков. К тому же нужно быть «в теме», иначе рискуешь стать изгоем.
Что могут сделать взрослые
Грамотное использование возможностей интернета на личном примере
В первую очередь родителям нужно своим примером показывать, что есть занятия, которые приносят больше пользы, чем игры исоциальные сети.
Если ребенок небудет потреблять продукты культуры, топерестанет развиваться вкультурном иинтеллектуальном плане. Поэтому задача родителей – показывать ему разные образцы культуры. Например, собираться впятницу вечером ивместе смотреть какие-нибудь хорошие фильмы, азатем обсуждатьих. Или устраивать виртуальные экскурсии вмузеи мира, или читать вслух книги.
Если втечение недели после уроков школьник снимает стресс спомощью гаджетов вразумных пределах, вэтом нет ничего страшного. Главное, чтобы вего жизни было много разных других вещей, изаэто несут ответственность старшие члены семьи.
Надо вовремя сформировать уребенка начитанность, насмотренность, наслушанность. Если родители слушают разную ихорошую музыку – например, джаз или классический рок, – тоуребенка тоже формируются критерии восприятия музыки. Идальше неважно, слушаетли онхип-хоп, классическую музыку или рок. Ноесли этого неделать, тозапределы того, что ребенок увидел в детстве на YouTube или в социальных сетях, онвыходить небудет.
Проблема заключается втом, что дети обычно склонны слушать родителей доподросткового возраста, тоесть до11–12лет. После этого возраста идостарших классов место значимых людей вместо взрослых занимают сверстники. Поэтому если воспитательный момент был упущен доподросткового периода, тонасцену будут выходить уже тесамые сверстники иихувлечения.
Образ «значимого другого» вонлайн-играх ивжизни
Зависимость от компьютерных игр ученые начали изучать довольно давно – еще в90-е годы. Ивот что интересно: вжизни каждого изнас есть так называемые «значимые другие». Это люди, мнение которых для нас важно, ккому мывсегда можем обратиться (пусть даже мысленно) запомощью. Это могут быть имама, ипапа, кто-то изкумиров, которым мыподражаем, или какой-то другой морально-нравственный ориентир. Мызадаемся вопросом: «Какбы намоем месте поступили папа имама?»
Как правило, «значимые другие» – это реально существующие люди. Вподростковом возрасте, правда, это бывает какой-нибудь певец или актер. Ночаще всего это все-таки люди изреального мира, изнашего окружения.
Если зависимость от компьютерных игр и существует, то в ее основе лежит наличие «значимого другого» – только не в реальности, а в виртуальном мире. Подросток может, в принципе, не знать и не видеть этого человека, но они вместе играют, добиваются успеха.
Рано или поздно ребенок начинает считать своего соигрока «значимым другим» – пусть даже ввиртуальном пространстве. При этом в среднестатистической семье дети обычно видят родителей только утром ивечером: взрослым нужно зарабатывать деньги. Общих занятий счленами семьи у детей нет, зато вигре можно получить признание состороны команды, значимых людей.
Что могут сделать родители, чтобы вернуть себе позицию «значимого другого»? Необходимо найти совместное занятие, где ребенок может стать неменее успешным, чем ввиртуальной среде. Это непростая, новыполнимая задача. Например, если сын начнет заниматься сотцом авиамоделированием, по-настоящему увлечется этим занятием и будет успешен в нем, топеренесет фокус своего внимания именно наэто хобби.Страсть к гаджетам также можно попробовать направить в конструктивное русло. Возможно, подростку будет интересен курс блогинга, уроки компьютерного дизайна или программирования.
Если занятия будут проходить еще ивгруппе сверстников (например, в кружке) иесли вдобавок ребенок начнет побеждать насоревнованиях, тогда ему ненужны будут игры, ионбудет находить «значимых других» среди единомышленников (втом числе, родителей). Конечно, родителям необходимо приложить большие усилия для такой смены интересов. Ноэта самоотдача может принести впечатляющие результаты ииметь большой эффект для развития ребенка.
Выработать четкие правила и открыто обсуждать проблемы
Четко обозначенные правила цифровой гигиены не испортят отношения, наоборот: четкие рамки всегда воспринимаются лучше, чем упреки и назидательные беседы.
Задача-максимум таких правил – научить подростка самостоятельно контролировать свое экранное время, но часто поначалу без внешних стимулов не обойтись. Например, ставить несколько напоминаний, чтобы он психологически подготовился отложить гаджет. Если же это происходит со скандалом, то в следующий раз «сеанс связи» будет немного короче. Однако не стоит часто использовать экранное время в качестве средства наказания или поощрения. Иначе его ценность для ребенка только вырастет.
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПДД ДЛЯ ИНТЕРНЕТА
Из пользователей интернета мы постепенно превращаемся в его граждан, но насколько мы готовы к жизни в нем? Всем уже очевидно, что современному человеку необходима цифровая компетентность.
Она включает в себя умение эффективно и безопасно работать с контентом, общаться с другими пользователям, потреблять информацию, постоянно учиться новому и прочее, необходимое для успешной жизни в новом мире.
Большинство родителей готовит детей к выходу из дома: мы объясняем правила дорожного движения, предупреждаем о возможных опасностях, просим повторить услышанное снова и снова.
Представьте, что могло бы случиться, если бы мы этого не делали.
Ребенок, оказавшись на улице, вынужден был бы выяснять все сам: почему дороги делятся на тротуары и проезжую часть, зачем нужны светофоры, что делать, если забыл дорогу, потерял ключи, разрядился телефон и так далее.
Интернет – это такая же часть внешнего мира, как и все остальное: транспорт, магазины, машины, незнакомые люди.
Отпуская ребенка в Сеть, мы должны понимать, что обсудить правила ее безопасного использования необходимо перед первым же входом в Интернет.
А еще лучше – с учетом технологического прогресса – в тот момент, когда мы в принципе даем в руки ребенку телефон.
Первое, что важно сделать каждому родителю, отпуская ребенка в Интернет, – это рассказать основу основ.
Интернет – это Всемирная сеть, которая работает за счет того, что каждый компьютер связан с другим, и не с одним, а с несколькими. Благодаря этому, из любого компьютера так или иначе можно попасть в другой компьютер.
Доступ к этой сети имеют миллиарды людей по всему миру. И практически в любой точке мира можно получить любую информацию.
Чисто теоретически мы можем говорить о том, что в Интернете есть наши личные страницы, личные сообщения, публикации в режиме «вижу только я». Но в реальности ко всем этим данным всегда имеет доступ третий человек.
Рассказанноеможно наглядно пояснить на примере семейного фотоальбома.Вот альбом, который можно достать из шкафа. Сделать это способны только те люди, которые могут физически попасть в квартиру.А вот альбом на странице в социальной сети. Даже при приватных настройках вы не можете гарантировать, что его посмотрят только те, у кого есть «ключ», или доступ.
Как в наш дом теоретически может вломиться грабитель и посмотреть фотоальбом в шкафу, точно так же может быть взломана страница или почта, или любой девайс, подключенный к Сети.Взломать страницу при этом проще, чем физически попасть в квартиру.Поэтому с самого начала важно понимать, что любая информация, которая находится в Интернете, общедоступна по умолчанию.
С ребенком необходимо проговорить, что в Сети никогда не должно появиться ничего такого, что «ты не был бы готов рассказать и показать абсолютно всем».Говорить об этом можно начинать еще до того, как ребенок получает доступ непосредственно к Интернету. Например, с момента, когда он просто фотографирует на свой телефон.
Это может быть даже очень маленький ребенок.Уже на этом этапе мы показываем ребенку, что никогда нельзя фотографировать на свой телефон то, что он не был бы готов показать всем.Например, нельзя фотографировать на телефон маму, если она недостаточно одета, нельзя фотографировать себя без одежды.
И на том же этапе можно ввести еще одно важное правило: всегда фотографировать кого-то только с его разрешения и только с его разрешения размещать фото в Сети.
Нам, взрослым, бывает сложно удержаться от публикации детей в своих социальных сетях, но мы действительно научим их жизненно необходимому – соблюдению личных границ и уважению чужих границ – если до публикации будем спрашивать их разрешение на фото и размещение. Даже у маленьких детей.Кроме того, это правило в том числе снизит риск попадания в Сеть нежелательных фотографий ребенка.
Можно предложить ребенку поисследовать любой фотоальбом в телефоне и обсудить с ним фотографии с точки зрения их общедоступности: какой из снимков мог бы посмотреть любой незнакомый человек?
Первые правила безопасности ребенка в социальные сети
1. Объясняем и показываем, что такое «ложные» аккаунты
Родитель может показать ребенку на примере его собственного аккаунта, как легко создать аккаунт за другого человека.
«Смотри, я могу сейчас вместо твоей аватарки поставить фотографию Маши Ивановой и написать „Маша Иванова“. Но это не значит, что это будет твоя одноклассница.
Поэтому, когда к тебе кто-то добавляется в друзья, убедись, что это действительно твой знакомый. Например, позвони или спроси лично при встрече: «Действительно ли это твой аккаунт с такой аватаркой?»
Это не защитит от полностью скопированных аккаунтов, но все же создаст некоторый уровень безопасности и поможет ребенку в дальнейшем внимательнее оценивать аккаунты в социальных сетях.
2. Формируем первичный контент, который будет предлагаться ребенку
Речь о подписке на интернет-сообщества по интересам.
Это требует предварительной подготовки со стороны родителя, но цель того стоит.
Очень важно выбрать первые интернет-сообщества вместе с ребенком уже на этапе регистрации. Потому что это влияет на будущую ленту, которую соцсеть будет «выдавать» ребенку.
Чем более правильные подписки, чем более правильную ленту родитель первично ребенку сформирует – тем более правильные предложения и более развивающие истории будут в дальнейшем попадаться ему в социальной сети.
Это нужно делать не в момент регистрации, а заранее подумать о том, какие сообщества, какие аккаунты в этой социальной сети родитель хотел бы, чтобы ребенок видел.
В процессе регистрации можно предложить ему: «А теперь давай на кого-нибудь подпишемся».
Важно найти заранее определенные группы, показать ребенку, подписаться, полайкать вместе посты.
С этого момента все то, что дальше ребенок видит в этой социальной сети, будет зависеть от этого первого задела, который родитель вместе с ним сделал.
3. Доверяем ключи от аккаунта
Необходимо объяснить ребенку, что логин и пароль от социальной сети – это, как ключ от его дома, который нельзя давать никому. Даже если это друг, подруга, кто-то хорошо знакомый.
«Если на улице незнакомый дяденька очень-очень попросит, тебе не придет в голову отдать ему ключ от нашей квартиры.
А твои логин и пароль от социальной сети, от электронной почты – это ключ от твоего виртуального, электронного дома, который ты не можешь давать никому, кроме мамы и папы (которым ключ от дома ты бы дал)».
Такое сравнение хорошо воспринимается и усваивается детьми доподросткового возраста.
4. Объясняем главное правило личной переписки: «Твоя комната – не место для незнакомцев»
Важно пояснить ребенку, что интернет – это такой же мир с миллиардами людей. В нем есть открытые пространства – как, например, парки, где все друг друга видят – это сообщества, группы. В них все участники видят одну и ту же информацию.
«Есть твой профиль – это твоя квартира, твой дом, твоя личная страничка, в которую ты приглашаешь тех, кого ты бы мог пригласить в свой дом.
И есть личная переписка, личные сообщения, которые не видит никто, кроме тебя. Такая переписка – как твоя комната. И вести эту переписку ты можешь только с тем, кто теоретически мог бы прийти к тебе домой в гости и находиться с тобой в комнате.
Люди, которые тебе не знакомы в жизни, не могут быть допущены до твоего дома.Твоя комната – не место для незнакомцев.
Со всеми, с кем ты не знаком, ты должен переписываться только там, где тебя/вас могут прочитать все: в общих комментариях к посту, под видео и т.д.
Если кто-то незнакомый тебе что-то пишет в личное сообщение, это должно тебя насторожить.
Вспомни, как легко создать страничку от имени Маши Ивановой. Даже если нам кажется, что мы с человеком познакомились и как будто сто лет с ним знакомы, – это не так.
Человек, которого ты не видел вживую и который не может тебе в живую подтвердить тот факт, что это действительно он, – таковым в интернете для тебя не является.
Помни об этом правиле, когда кто-то начинает тебе писать в личные сообщения».
Мы не можем сделать присутствие детей в Интернете безопасным на 100%, но в нашей власти – минимизировать риски. Уже эти 4 правила серьезно влияют на безопасность ребенка в интернете и в социальных сетях в частности.
Правила вежливости действуют ив Сети
Когда ребенок идет в детский сад, а потом и в школу, он начинает проводить значительно больше времени с детьми и взрослыми, которые не так близко его знают, как его домашние. Тут ему пригодятся навыки корректного общения, которым родители обучали с раннего детства. Проходит еще несколько лет, и ребенок становится пользователем интернета – самое время объяснить ему основы этикета в сети.
Вежливость и уважение к собеседнику важны онлайн не меньше, чем в офлайне. Даже в таком демократичном канале общения, как мессенджеры, есть свои правила, нарушать которые нежелательно. Поэтому основам цифрового этикета детей необходимо учить наравне с правилами поведения за столом.
Сетевой этикет еще называют «нетикетом» (англ. «net», «сеть» + «этикет»). Правила поведения ввиртуальном мире универсальны для всех возрастов, ноприменительно кдетям они имеют некоторые особенности. Пока дети еще нестали опытными пользователями сустоявшимся стилем общения, ихстоит ознакомить снетикетом. Наряду справилами безопасностив интернете эти несложные рекомендации помогут избежать неловкости в общении и грамотно управлять своей свободой внеограниченном пространстве Сети. Особенно они пригодятся подросткам – умение вовремя их применить позволяет не только оставаться воспитанным человеком, но и при необходимости защитить свои личные границы.
Добрый день, спасибо, пожалуйста – эти слова мыстараемся чаще произносить вжизни, нов интернете, будто вдругом измерении, время течет быстрее, правила вежливости меняются, аскупость языка становится нормой: благодарность выглядит как «спс», асмех выражается через «лол». Родитель может объяснить своему начинающему интернет-пользователю, что в интернете очеловеке судят прежде всего потому, как ичто онпишет (это касается втом числе изнаков препинания). Поэтому важно начинать общение свежливого приветствия инежалеть времени напечатание обычных «добрый день», «спасибо», или «досвидания» ивсегда помнить, что потусторону монитора – живой человек.
Мылюбим интернет втом числе изато, что ондопускает множество мнений, поэтому каждый найдет здесь единомышленников. Атезис «В интернете всегда кто-то неправ» обращает наше внимание нато, что вразных сообществах одни итеже вещи воспринимаются по-разному. Иесли взгляды вкакой-то группе или чате несоответствуют вашим, это неповод устраивать ожесточенный спор. Поэтому вторым правилом нетикета для детей (даидля многих взрослых) должна стать привычка осматриваться вновом месте Сети. Например, прочитать обсуждения, прежде чем высказать свое мнение всообществе. Также непринято критиковать правила истиль оформления группы, создавать обсуждения, неимеющие отношения ктематике сообщества (флудить). Нужно рассказать, что участников, несоблюдающих правила сообщества, как правило, исключают изнего (банят).
«Стучаться» поделу, уважать чужое время иприватность. «Постучавшись» вдрузья всоциальные сети или мессенджере, лучше сразу представиться иназвать причину, покоторой выхотите вступить вконтакт. Заставлять человека ломать голову над загадочным «привет» иждать ответа – нелучшая идея.
Ребенок должен понимать, что нестоит ожидать мгновенного ответа насвое сообщение. Ведь общение в интернете может быть как синхронным, так иотложенным вовремени. Поэтому ненадо обижаться, если собеседник неответил сразу, даже если виден его статус «всети». Никто необязан бросать свои дела, чтобы ответить насообщение прямо сейчас.
Отдельно нужно сказать овидеочатах вSkype идругих приложениях. Перед тем, как сделать видеозвонок, стоит написать сообщение свопросом, удобноли сейчас собеседнику выйти насвязь втаком формате. Еще лучше заранее согласовать время звонка. Справедливо иобратное: ребенок вправе реагировать насообщения икомментарии вудобное для него время. Авидеозвонок вполне можно отклонить сословами: «Язанят, делаю уроки, отвечу позже».
Фото сдругими людьми – сихсогласия. Человеку может непонравиться, как онполучился нафото. Кроме того, невсе горят желанием показывать всем свою личную жизнь, поэтому публикация фотографий без разрешения может даже привести кссоре сдругом или подругой. Исключение составляют разве что постановочные групповые снимки (общее фото класса или кружка) – вэтом случае согласие увсех спрашивать ненужно.
Неиспользовать рассылку повсем контактам. Мало что так раздражает людей всоциальных сетях, как приглашения вигры иприложения, которые имненужны. При этом именно дети иподростки – самые активные пользователи таких приложений, арадость отнового опыта так иподталкивает ихрассказать обэтом всем вокруг.
Нужно помочь ребенку взять под контроль приглашения иуведомления, рассылаемые отего имени всоциальных сетях. Лучше отказаться отфункции «отправить приглашения всем друзьям»; информацию, которой ребенок хочет поделиться, можно публиковать усебя настене. Те, кому она будет интересна, наверняка ееувидят, адругим непридется ломать голову над тем, почему они получили непонятное сообщение.
Учитывать особенности сетевого «письма». Смайлики ихэштеги – нетоже самое, что ислова. Иногда винтернет-переписке сложно понять интонацию собеседника, уловить иронию или тональность его сообщения – итогда навыручку приходят стикеры исмайлики. Ноихизобилие затрудняет чтение текста итребует слишком много внимания. Также лучше неиспользовать эмодзи всередине предложения, незаменять ими слова иужтем более вставлять ихвпереписке сучителями.
Кхэштегам применимы теже правила. Нужно сообщить ребенку оних дотого, как онрешит поделиться таким образом скем-то своими эмоциями – даже если они его захлестывают.
Большими буквами писать непринято. Использование CapsLock – нелучший способ привлечь внимание в интернете. Вернее, заметят такого человека точно, авот продолжать общение врядли захотят. Важно объяснить ребенку, что писать БОЛЬШИМИ буквами – это все равно что кричать. Азначит, этот способ написания лучше оставить накрайний случай, когда надо, например, выделить всвоем тексте критически важное место, которое иначе легко пропустить. Вовсех других случаях чтобы обратить внимание собеседника начто-то, лучше использовать другие инструменты.
Ненужно дробить сообщения. Отправка сообщения маленькими частями, анеполными предложениями сильно затрудняет коммуникацию: выеще незакончили свою мысль, асобеседнику уже кажется, что все понятно, ионначал набирать ответ. Возникает недопонимание: каждый участник думает, что собеседник невнимателен кнему, ипускается вобъяснения. Цельный текст воспринимается намного лучше, ктомуже постоянные оповещения раздражают.
Аккуратнее слайками ирепостами. Правовое регулирование в Интернете ужесточается, арепост или лайк «смешной картинки» может кого-то оскорбить иобернуться разбирательством справоохранительными органами. Задействия несовершеннолетних несут ответственность ихродители. Поэтому родитель должен рассказать ребенку, почему нестоит публиковать всоциальных сетях картинки итексты, вкоторых людей обижают заихнациональность, высмеивают религиозные чувства иобряды, итем более информацию, которую можно расценить как оправдывающую терроризм иэкстремизм.
Очень важно, чтобы родители воспитывали ребенка и объясняли ему: правила поведения одинаковы как для обычной жизни, так и для онлайна. Нужно быть последовательными: если родитель запрещает ребенку курить и ругаться в реальности, то и в интернете такое поведение должно быть под запретом. Если ребенок говорит, что это понарошку, не всерьез, и что скандальные фото и посты можно удалить – следует объяснить ему, что кто-то может сделать скриншоты и сохранить это все, а потом показать учителю, одноклассникам и даже будущим работодателям.
Кроме того, важно рассказывать детям о юридической стороне вопроса – например, что некоторые высказывания и действия в интернете могут обернуться вполне себе реальными проблемами с законом. А еще, что провокационный контент может привлечь не фанатов и обожателей, а интернет-троллей и хейтеров.
За последнее десятилетие пользователи перестали быть анонимными. Сегодня почти все наши действия в интернете привязаны к аккаунту, профилю, почте или номеру телефона. И если мы кому-нибудь грубо ответим в Сети, все будут знать, кто именно это сделал.
Современная цифровая вежливость – уже не просто соблюдение приличий. Это такое взаимодействие, которое не будет доставлять собеседникам лишних неудобств, сделает общение эффективным и сэкономит время, силы и трафик.
ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ
Интернет вместе с возможностями несет и специфические угрозы. Допустим, девушка-подросток по просьбе своего молодого человека сделала и отправила ему несколько своих «смелых» фотографий с ясной договоренностью, что он никому их не покажет. Через какое-то время они ссорятся, и парень размещает эти фото в групповом чате школы. Какие чувства испытывает девушка? Стыд, тревогу, уязвимость, нежелание общаться с окружающими, а иногда и вообще жить.
Или, к примеру, старшеклассник в многопользовательской игре подружился с кем-то из игроков, а тот предлагает заработать ипостепенно втягивает его в противозаконные действия. А на его попытки отказаться угрожает, что обо всем узнают родители, школа и милиция. В результате подросток в отчаянии, не знает, что делать и к кому обращаться.
К сожалению, обе описанные ситуации нередки и даже типичны для детей и подростков. В целом, интернет-риски, актуальные для несовершеннолетних, можно разделить на две большие группы:
контентные риски: материалы, содержащие насилие, агрессию, порнографию, нецензурную лексику, пропаганду азартных игр или наркотиков, разжигающие ненависть по тому или иному признаку;
коммуникационные риски: хищение/выманивание персональной информации, оскорбления, груминг, киберсталкинг, кибербуллинг, вовлечение в наркоторговлю или другую незаконную деятельность, склонение к самоповреждению или суициду.
Как вовремя распознать интернет-угрозу
Понять, что у ребенка трудности, с которыми он не в состоянии справиться сам, можно, если проанализировать его поведение, мысли и эмоции. Указывать на проблемы могут следующие сигналы и паттерны:
поведенческий уровень: скрытность, замкнутость, подавленное настроение, холодные отношения с близкими, нежелание общаться с друзьями, двигательное возбуждение (подросток нигде не может найти себе место), отказ ходить в школу, потеря интереса к прежним увлечениям, нарушения сна (слишком продолжительный или, наоборот, поверхностный и тревожный), изменение аппетита (переедание или потеря аппетита как такового, пристрастие к определенному виду еды: сладкому, соленому, горькому);
когнитивный уровень: подросток высказывает мысли о сложности и трудности жизни, начинает интересоваться темой смерти, разговоры о будущем вызывают у него страх и неуверенность, а мысли спутаны и рассеяны, он часто отвечает на вопросы невпопад;
эмоциональный уровень: постоянное ощущение тревоги, страх, чувство бессилия и одиночества, отчаяние, вина, стыд.
Но иногда внешне ребенок ведет себя так, будто бы ничего не случилось, никак не проявляет свои переживания. Поэтому родителям нужно самим идти ему навстречу и время от времени говорить с подростком, спрашивать, что его беспокоит, мягко приглашая к диалогу.
Что делать, если опасная ситуация уже возникла
Любой человек в ситуации интернет-угрозы чувствует себя одиноким, оставшимся один на один с проблемой, но у подростков это ощущение особенно выражено. К тому же они склонны считать именно себя источником проблем и часто испытывают чрезмерное, буквально невыносимое чувство вины. Им еще недостает жизненного опыта, и потому возрастает риск суицида. Кажется, что дальнейшая жизнь лишена смысла и это единственный выход. В таком состоянии важно, как поведут себя взрослые с самого начала.
Оказать «первую помощь»
Прийти на помощь подростку могут не только родители, но и другие значимые для ребенка взрослые – например, друг семьи, которому можно довериться. Довольно часто открыться именно родителям мешает страх лишиться доступа к Сети или гаджетам. Для подростков, чья социальная жизнь почти полностью находится в интернете, такая перспектива выглядит едва ли не хуже, чем продолжение травмирующей ситуации.
Постарайтесь сохранять спокойствие и создать атмосферу принятия, где ребенок мог бы поделиться тем, что его волнует. Не заставляйте его говорить – в такие моменты каждое предложение дается с трудом. Необходимо вначале утешить подростка, помочь ему успокоиться и убедить, что причина ситуации не в нем.
Вместо того чтобы искать, где ребенок поступил «не так», наоборот, похвалите его за мужество открыться вам. Затем помогите ему понять суть ситуации, попробуйте спрогнозировать ее последствия. Четко дайте ему понять, что он не одинок и что вместе вы сможете решить проблему. Затем составьте план действий: на ближайшие часы, следующие сутки или неделю.
Во время разговора удерживайте в поле внимания конкретную ситуацию, в которой оказался ребенок здесь и сейчас. Старайтесь не затрагивать события из прошлого, говорите просто и открыто. Такой подход помогает передать ребенку ваше спокойствие и дает понять, что проблема решаема.
В первые несколько дней подросток особенно уязвим – старайтесь в это время не разлучаться с ним, следите, чтобы рядом постоянно были близкие ему люди.
Обратиться в службу безопасности и милицию
После того как ситуация вцелом стала понятна, напишите вслужбу безопасности социальные сети, портала или другого интернет-сервиса. Соберите как можно больше деталей истарайтесь действовать быстро, чтобы свести кминимуму возможный вред. Проконсультируйтесь садминистрацией сервиса, какие срочные технические меры можно предпринять: удалить контент, заблокировать пользователя, поставить тот или иной интернет-фильтр.
Ноперед удалением незабудьте сделать скриншоты переписки или зафиксировать другие улики. Это облегчит работу правоохранительных органов. Нестесняйтесь обратиться в милицию – это поможет найти злоумышленников, привлечь ихкответу, атакже предотвратить подобные преступления вбудущем.
Начать работу спсихологом
Практически всегда проблемная ситуация вСети приводит кпсихической травме – причем увсех членов семьи. Родители могут испытывать туже гамму чувств, что иребенок, – гнев, стыд, вину, потерянность. Поэтому нельзя пренебрегать помощью психолога.
Даже если ситуация разрешилась относительно благополучно, ребенок и родители могут еще долго переживать посттравматическое стрессовое расстройство. Поэтому специалист в такой ситуации может в буквальном смысле спасти жизнь.
Вполне вероятно, что одного сеанса терапии будет мало: нередко тревожность, подавленность исуицидальные мысли возвращаются спустя недели имесяцы после того, как угроза миновала. Профессионал поможет восстановить нарушенные личные границы идоверие кмиру, найти ресурсы, чтобы справиться стравмой.
Если для очной консультации укого-то изчленов семьи нехватает смелости, обратиться забесплатной ианонимной помощью можно потелефону доверияилионлайн.
Важно помнить о том, что эпоха цифровизации уже наступила и отказаться от гаджетов уже не получится, да и необходимости в этом отказе нет. Не следует запрещать ребенку ими пользоваться, лучше учиться самим и учить детей использовать их разумно.
Кроме того, у пребывания в Сети есть и свои плюсы: развивающие игры, расширение кругозора, повышение собственного культурного уровня, изучение языков при общении с людьми из других стран, умение представлять себя. Главное – соблюдать правила безопасности и быть в контакте со своим ребенком.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Третьякова В.С., Церковникова Н.Г.Цифровое поколение: потери и приобретения
Профессиональное интернет-издание «Психологическая газета»
https://psy.su/feed/9234/?ysclid=l7oumoswnz219527692
- Анна Демина Особенности поколения Z: кто такие «цифровые аборигены»
Выстраивать хорошие отношения с современными подростками проще, если лучше понимать мотивы их поведения
- ДебораМакнамараКак быть хорошим родителем в цифровую эру
https://alpha-parenting.ru/2016/10/17/kak-byit-horoshim-roditelem-v-tsifrovuyu-eru/
- Анна Демина Социальные сети и дети
Как сделать пребывание в Сети более безопасным и полезным
Источник: вебинар Марины Савкиной «Социальные сети и дети»
https://растимдетей.рф/articles/socialnye-seti-i-deti?ysclid=las1zbh5p682616392
Вебинар можно посмотреть по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1B8bq1dXPhKM9bap3XkooL8Q4SO8yTxEX/view
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
- Интернет и ребенок
Детский правовой сайт
https://mir.pravo.by/edu/internet-i-rebenok/?ysclid=latc8f2cuj547833191
- Платформа цифрового доверия
https://youthsafety.megafon.ru
Это первая образовательная онлайн-платформа о безопасности детей в цифровой среде, созданная, чтобы сделать использование интернета безопасным для всех.
"МегаФон" совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и Российским обществом "Знание" собрали экспертный опыт по общению в сети и представили его в виде квестов, викторин и короткометражных фильмов – для детей, подростков, их родителей и педагогов.
- Вебинар «Медиабезопасность детей и подростков»
Ведущая: Светлана Витальевна Книжникова – Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Из цикла вебинаров "Университет приёмных семей "Усыновите.ру"
https://www.youtube.com/watch?v=trDsQSKO1XY
В ходе вебинара обсуждаются:
- риски взросления при цифровом обществе;
- причины изготовления и распространения негативного медийно-информационного контента;
-деструктивные установки, насаждаемые вредным и опасным медийно-информационным контентом;
-деструктивные эффекты, порождаемые вредным и опасным медийно-информационным контентом.
Представлены результаты исследований, посвященных влиянию на подрастающее поколение вредного и опасного медийно-информационного контента. Также предложена к использованию родителями совместно с детьми Методика девиантологического анализа медиапродукции в целях минимизации деструктивного медийно-информационного воздействия.
- Мастер-класс«Интернет-риски ипервая помощь психолога»врамках 14-го Санкт-Петербургского саммита психологов 2июня 2020 года
В виртуальной среде подростков подстерегает множество опасностей: кибербуллинг, сексуальное использование, вовлечение в преступную деятельность и др. Психологи рассказывают о мишенях и алгоритмах психологической помощи в случае получения ребенком некоторых видов травмирующего онлайн-опыта.
https://www.youtube.com/watch?v=DBL5rNHkujE
- Вебинар «Кейс-чемпионат «Безопасное поведение в сети или обыграй тролля».
Цепляева Анна, управляющий партнер образовательного центра «Альфавиль», психолог, методолог-игропрактик; Олеся Шматко, управляющий партнёр ОЦ «Альфавиль», психолог, методолог
(из материалов Всероссийского Форума приемных семей 2020)
В рамках вебинара ведущие разбирают разные случаи, которые могут произойти с подростком в сети Интернет и формируют правила поведения, которые помогут не стать жертвой в сети
https://www.youtube.com/watch?v=htRTraZwT6U
- Онлайн-марафон «Дети и гаджеты. Обнуление»
Детский нейропсихолог Наталия Романова-Африкантова